Похоронный ритуал в буддизме по своей структуре не отличается от обрядов других вероисповеданий. Он тоже содержит три основных этапа: предсмертную исповедь, омовение тела, собственно погребение и поминание души усопшего. Сама по себе смерть, согласно учению Будды, является ключевым моментом существования человека. Она дает возможность очистить сознание от плохой кармы и реализовать скрытые благие потенциалы.
Согласно ламаистскому обычаю, к умирающему обязательно нужно пригласить священника (ламу) для проведения обряда зурдайн-судур (напутствия перед отходом в мир иной). Во время неспешной, располагающей беседы лама открывает перед человеком одну из самых важных тайн мироздания, рассказывает, что встретит на своем пути его душа, когда расстанется с телом. И только после беседы совершает таинство последней исповеди. По необходимости лама читает текст «Великое Освобождение посредством слушания» (Соносоод ехэтэ тонилгоогшо, бур.)
В первые минуты после смерти кто-нибудь из родственников направляется к зурхачину, чтобы узнать, какие хурналы нужно прочесть, в какой день хоронить усопшего, в какой час и в какие двери выносить покойного, какому способу захоронения отдать предпочтение, кому разрешено готовить покойника к похоронам и прочее. Зурхачин определяет последовательность действий подготовки к погребению и ход самих похорон для каждой, конкретно взятой семьи. Он использует древние обряды и предсказания лам-астрологов.
Буддисты верят, что, только исполнив все указания и предписания зурхачина, можно избежать новых смертей в семье.
Когда все указания соблюдены, в дом приглашают буянчи (человека, который готовит умершего к погребению). Он придает усопшему нужную позу, омывает его, окуривает благовониями, одевает, зашивает ему веки и пр.
Тело умершего, по традиции вероучения Будды, должно быть предано одной из пяти стихий: воде, огню, земле, воздуху или дереву. Хотя в реальности в древние времена труп просто оставляли посреди степи, где его раздирали голодные псы.
У современных буддистов обряд более цивилизованный. Участвовать в нем имеют право только мужчины. После возвращения с кладбища им омывают руки аршаном и обкуривают благовониями. И только после этой процедуры им можно войти в дом, где лама проводит обряд благоположения и призвания счастья. Далее полагается помянуть усопшего трапезой.
После похорон все члены одной семьи должны молиться в родовом обоо (культовом святилище). Там они проводят очистительные служения и обряды, которые должны защитить живых от грядущих после смерти родственника несчастий. Такое служение длится семь недель. К тому же, оно призвано обеспечить умершему достойное перерождение.
Если на протяжении этих семи недель с кем-то из рода происходит несчастье (тяжелое увечье взрослого или ребенка, воровство или падеж скота) считается, что душа покойного тяготит к семье и не может переродиться. Тогда
молитвенный обряд совершается с двойным усердием. В этот период члены рода стараются как можно больше жертвовать больным и немощным. Считается, что это может освободить их родственника от цикла дальнейших перерождений.
В 49 день после смерти положено провести завершающий обряд «тараал». Родственники приглашают для участия в нем лам и приносят в дацан подношения. Ламы, в свою очередь, декламируют благопожелания членам рода. Душа усопшего в этот день обретает благое рождение.